Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Версия для слабовидящих

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе решения нижестоящего арбитражного суда о признании недействительными договоров на проведение лесоавиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) авиакомпанией, не имевшей в пользовании ни одного воздушного судна и не являвшейся эксплуатантом

15 июля 2015 года

13 июля 2015 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрел с участием представителя Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры дела №А58-4902/2014 и №А58-6440/2014 по кассационным жалобам закрытого акционерного общества «Авиакомпания ИФаэро» на постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда, удовлетворившего заявленные Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой иски о признании недействительными договоров на оказание авиационных услуг.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура в 2014 году обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исками о признании недействительными вследствие ничтожности договоров на оказание авиационных услуг по проведению лесоавиационных работ на территории Республики Саха (Якутия), заключенных государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» с закрытым акционерным обществом «Авиакомпания ИФаэро».

По мнению прокуратуры, данные договора не соответствовал обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации обязательным условием для договора на выполнение авиационных работ является  его заключение  с эксплуатантом, имеющим воздушное судно и сертификат эксплуатанта.

Вместе с тем, ЗАО «Авиакомпания ИФаэро» не имело ни одного воздушного судна в пользовании и не являлось эксплуатантом.

Вместо этого, данной «авиакомпанией» был заключен с одним из авиационно-спортивных клубов ДОСААФ России договор о возмездном оказании услуг, согласно которому клуб и должен был непосредственно выполнять вышеуказанные авиационные работы имеющимися в его распоряжении воздушными судами.

Однако, согласно свидетельствам о государственной регистрации, указанные воздушные суда являлись государственными парашютно-десантными самолетами, находились в собственности Российской Федерации и в эксплуатации Военно-воздушных сил РФ. Они занесены в Государственный реестр воздушных судов государственной авиации РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 №973 ДОСААФ России выполняет государственные задачи, в числе которых выполнение коммерческих авиационных работ не предусмотрено.

В Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» только федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешено использовать такие суда для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.

Поскольку ни ЗАО «Авиакомпания ИФаэро», ни ДОСААФ России не относятся к федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, они не вправе использовать воздушные суда государственной авиации для выполнения авиационных работ.

Таким образом, предусмотренные вышеуказанными договорами авиационные работы в Республике Саха (Якутия), по мнению прокуратуры, должны были выполняться только  с использованием гражданских воздушных судов, которых в распоряжении юридических лиц, заключивших договора, не было.

Кроме этого, согласно Воздушному кодексу РФ, юридические лица, обеспечивающие выполнение авиационных работ, подлежат обязательной сертификации.

Согласно пункту 9 Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации» при положительных результатах рассмотрения заявления территориальный орган оформляет сертификат эксплуатанта и вносит в него изменения.

При этом, в качестве сертификационных требований авиационными правилами предусмотрено обязательное наличие у эксплуатанта на законных основаниях воздушных судов, оборудованных для выполнения заявленных видов работ и имеющих сертификат летной годности.

Правилами также предусмотрено, что эксплуатант принимает на работу авиационный персонал, имеющий свидетельства с квалификационными отметками, дающими право экспулатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ, осуществляет подготовку и переподготовку указанного авиационного персонала, формирует экипажи воздушных судов. Кроме того, эксплуатант обеспечивает обязательные виды страхования, разрабатывает и утверждает руководство по производству полетов, создает систему управления безопасностью полетов и обеспечивает ее функционирование, обеспечивает предоставление экипажам метеорологической и аэронавигациионной информации, организует заправку воздушных судом кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами.

Таким образом, проведение сертификации эксплуатантов является обязательным требованием и служит целям обеспечения безопасности полетов.

Выполнение юридическим лицом, не являющимся эксплуатантом, коммерческих авиационных работ, в том числе лесоавиационных работ, в отсутствие сертификата воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

По вышеуказанным причинам выполнение лесоавиационных работ с использованием авиации ДОСААФ, по мнению прокуратуры, являлось неправомерным.

Однако, согласно решениям Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований прокурору первоначально было отказано.

Прокуратура оспорила данные судебные решения в апелляционном порядке.

Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 и 09.04.2015 состоявшиеся решения по названным делам отменены, иски прокуратуры удовлетворены, спорные договоры признаны недействительными в силу ничтожности.

Закрытое акционерное общество «Авиакомпания ИФаэро», не согласившись с постановлениями суда апелляционной инстанции, направило в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа кассационные жалобы, в которых просила постановления суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Арбитражный суд округа не согласился с доводами кассационных жалоб и оставил в силе постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда.
 

Иркутская область · ВСТП (аппарат)

Похожие новости